2021

BODA - EXCLUSIVE INTERVIEW - TECHNOLOGY AND ART

BODA.SU 09.15.2021

Технологии и искусство: художник Ольга Фешина о влиянии цифровой реальности на современный мир и творчество в нём

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ BODA

Валерия Бурносова

Ольга Фешина – мультидисциплинарный художник и дизайнер современного костюма и украшений из Нью-Йорка. Родилась и выросла в Казахстане. В ее портфолио – сотрудничество с Russian Fashion Week, Mercedes Benz Fashion Week Russia, Paris sur Mode (Paris), журналами Bazaar, L'Officiel, Esquire и другими крупными проектами. В своих арт-произведениях художница исследует влияние технологического процесса, компьютерных программ и гаджетов на поведение и сознание человека, отмечая изменения в новых застывших позах и жестах. О творчестве в период пандемии, планах на будущее и настоящем искусстве Ольга Фешина рассказала в эксклюзивном интервью boda.

Ольга, в своих проектах вы практически не используете компьютерную графику, однако довольно часто имитируете ее. Расскажите поподробнее о своей концепции – почему в современном мире технологий вы используете его эстетику, но предпочитаете не использовать его возможности при создании своих работ?

Я продолжаю создавать рукотворные полотна, но недавно вернулась к цифровой графике, которая меня всегда увлекала. Я оцифровываю свои картины и добавляю анимацию, тем самым как бы оживляя их – круг замкнулся. Однако при создании полотен я принципиально не использую компьютерную графику, всё – от эскиза до последнего взмаха кисти – создаю руками. Я стилизую фигуры и пространство, создавая только иллюзию компьютерного изображения, довожу до абсолютного минимализма – как в абстрактных работах, плакатах и иллюстрациях прошлого века, которые всегда создавались вручную. Слой за слоем на холсте наращиваю цвет, делая его максимально плоским и похожим на цифровой принт, и наоборот, в некоторых местах демонстрируя толщинками и фактурой, что это реальная картина. Это очень трудоёмкая времязатратная техника. Все эти сложности необходимы, чтобы подчеркнуть абсурдность сложившейся сегодня ситуации, когда компьютерные программы имитируют технику мастеров, предлагают миллион вариантов стилей живописи, обрабатывают рисунок или фото за один миг, позволяя копировать и бесконечно тиражировать произведения. Это происходит сейчас и с нашей реальностью – люди путают реальную жизнь со спецэффектами в компьютерной программе и интернете.

Сложнее ли Вам стало заниматься творчеством и искать вдохновение в период пандемии и всеобщего вынужденного перехода в онлайн-пространство? 

Нет, нисколько – желание творить идёт потоком, как и каскады идей. Гораздо сложнее все структурировать, отбросить лишнее и организовать процесс материализации. Во время пандемии я вернулась к цифровой графике, и, хотя я могу полностью нарисовать изображение в компьютерной программе, мне больше нравится использовать основу и базу, созданную руками, и продолжать в том же духе. Мне очень хочется верить, что мои работы, как аналоговые, так и цифровые заряжают зрителя желанием творить реальность, или хотя бы немедленно побежать и начать радостно, и даже неистово общаться в реальной жизни, и больше времени проводить на природе… Ну а потом сразу же засесть за изучение новых замечательных программ!

Как художник вы работали над самыми разными проектами: арт-перформансы, одежда, живопись, кино и многое другое. Какая из этих форм вам наиболее близка/интересна и почему?

Честно говоря, я бы хотела поддерживать, развивать и выражать себя одновременно во всех этих направлениях, и параллельно осваивать новые. Но, живя в линейной реальности, всегда приходится выбирать что-то одно, максимум два. Полтора года назад я попыталась совместить абстракцию, портрет и подвесные объекты в pop-up show «Ice Balance. Selfie with Mask» («Баланс Льда. Селфи с Маской»). Сейчас я бы добавила к этому ещё и цифровую графику с анимацией на огромном мониторе. Но пока живопись остаётся моим самым любимым видом изображения – это настоящая магия.

В интервью 2020 года для журнала Flacon вы упомянули, что на данный момент работаете и проживаете в Нью-Йорке. Какой город вы считаете своим домом сейчас? 

Для меня всегда будут домом мой родной город Караганда в Казахстане, где я родилась и выросла, Москва, где я творила как дизайнер одежды и украшений больше 20 лет, и сейчас, около 8 лет – Нью-Йорк, город, в котором я реализовалась как художник, воплотив тем самым свою самую заветную мечту. Самое главное – это те города, где живёт моя любимая семья, мои близкие и друзья, хранящие воспоминания о невероятных событиях и впечатлениях.

Оказывает ли влияние окружающая обстановка на ваше творчество?

Конечно же, среда питает или подталкивает к определённому результату, это неизбежно. Я не могла предположить, что Нью-Йорк сразу покажется мне таким родным и близким, несмотря на абсолютно новые, незнакомые, иногда жёсткие принципы жизни. Но это всё же моя среда, где много сумасшедших и творческих людей, и где принято приходить вовремя и быть пунктуальным во всём. Именно здесь вопросы художника «быть или не быть» и «сейчас или никогда» стали для меня особенно актуальными. Ты преодолеваешь гравитацию прошлых неудач и нереализованных желаний, опираясь на опыт успеха и правильных решений, и начинаешь действовать в другом режиме.

Когда я работала над серией «New Tech Girls» («Новые Современные Девушки»), я думала, что в идеале было бы сначала показать её в пространстве, где создание гаджетов, программирование и социальный аспект этого взаимодействия являются основной жизненной составляющей. В итоге мои полотна были впервые представлены в офисе Google New York в Chelsea на 8-й авеню. Тысячи людей, для которых эта тема имела значение, могли видеть мои работы на протяжении четырёх месяцев. Среда – очень мощный фактор, она питает, обязательно создаёт препятствия, но одновременно помогает реализоваться.

Этим летом в Москве на Болотной набережной была установлена скульптура художника Урса Фишера «Большая глина #4», наделавшая немало шума в медиапространстве и вызвавшая жаркие споры на тему того, можно ли подобные проекты называть искусством. Какое у вас отношение к подобным проектам? 

Современное актуальное искусство в большинстве случаев связано с искусством провокации с целью привлечения внимания и возбуждения эмоций – неважно с юмором, сарказмом или всерьёз это делается. Вспомним Кандинского, Дюшана, Твомбли, Баския и других творцов-провокаторов, повлиявших на развитие искусства. Иногда провокация особенно необходима, если проект выставляется не в специально отведенных для арта местах – если произведение не вопит, не стреляет и не «маякует», прохожий просто проходит мимо и не становится зрителем. Однако для искусства также важно, оставляет ли восковая свеча (имеется в виду предыдущий проект Урса Фишера «Dasha», где художник изобразил основателя музея «Гараж» Дашу Жукову в виде свечи - прим. ред.) свой след, а не только то, как она ярко горит сейчас.

Как вы считаете, есть ли у понятия «искусство» конкретное определение? 

В самих словах «арт» и «искусство» заложен смысл ненатуральности и искусственности проявления человека, выходящего за рамки «пить», «есть», «спать», «рожать» и так далее. Искусство сейчас – современное ли, актуальное ли, авангардное – развивается в новых формах произведения впечатления на зрителя, вовлечения в свой монолог, и зачастую это носит форму шоковой терапии. Я намеренно называю это монологом, так как я не вижу диалога между арт-объектом и зрителем, диалог происходит потом, между людьми.

Должен ли объект искусства быть понятным каждому, или же какие-то произведения могут оценить только знатоки? 

Искусство всегда вещает, но прочитать и услышать его можно, только зная его язык. Современный, и тем более актуальный объект искусства не может быть понятен тому, кто не изучает историю искусства и не в теме современных тенденций и новостей. Если объект искусства не несёт смысловой нагрузки и за ним не стоит сознательная и намеренная идея, сообщение, акция и так далее, то это просто искусство какого-то умения, народного творчества, ремесла, а теперь ещё и демонстрация технологий. Различные умения и навыки понятны большинству, и в этом смысле у искусства действительно нет границ. Огромная тарелка с Гжелью на площади будет восприниматься позитивно большинством – всё знакомо, всё понятно, но если этот объект наделить особым смыслом и подвесить вверх тормашками, или разметать огромные осколки разбитой тарелки по стенам зданий – будет непонятное что-то, может, даже раздражающее для большинства.

Над чем вы ведёте работу сейчас? Какие темы для вас наиболее актуальны? 

Я продолжаю исследовать влияние зависимости от компьютерных программ и гаджетов на сознание человека, на позы и жесты, появляющиеся в соответствии с этими приборами. Наши лица всё больше обращены к экрану, а застывшие перед ним позы и жесты обретают всё новые черты. Мы вроде бы всё те же, но близки к ещё большей подмене реальностей. С технологиями VR, AR и подобными им нам скоро всё сложнее будет отличать, что материально, а что – просто виртуальный свет или имитация впечатлений, чувств и эмоций. В фигуративных композициях серии «New Tech Girls» я использую классические портретные принципы, но с новыми позами и жестами. На лицах – очарованные, широко раскрытые глаза и замороженные улыбки. Также я изобразила внутреннего ребёнка в виде оленёнка в VR-шлеме, застывшего в изумлении перед совершенством виртуального мира, где ты можешь быть кем угодно. Он – как наша душа, зачарованная компьютерной реальностью, начинает забывать о возможности жить и взаимодействовать с окружающим миром без компьютерных технологий.

Увидят ли ваши новые работы жители России, или же ближайшие проекты будут представлены за границей? 

Я бы очень хотела показать свои работы «New Tech Girls» («Новые Современные Девушки») и «Inner Child» («Внутренний ребенок») в России! Также мне было бы интересно представить цифровые работы на большом экране или мониторе одновременно с картинами и в специально отведённом для арта пространстве, где зритель может находиться вместе с произведениями в максимально подготовленном для восприятия обстановке. С цифровыми работами это несколько проще, их можно увидеть прямо сейчас на моем сайте olgafeshina.com и на NFT-платформе Snark.art. Параллельно я в процессе создания абстрактных полотен серии Zoom, и как только я завершу часть этой серии, начну думать о пространстве для представления.